Словарь терминов, используемых при описании книжных памятников

Составители словаря: М. Б. Золотова, И. Л. Карпова, И. А. Руденко.
Фотографии: М. П. Колосова.

А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  Ф  Ц  Ч  Э


А

 

 

Аллигат — составная часть конволюта, за исключением его начальной части.

 

Аппликация — способ нанесения изображения путём наклейки на фоновый покровный материал высеченных элементов материала другого вида и цвета. Один из вариантов техники мозаики, при котором наклеенные элементы выступают над уровнем фона.

Б

 


 

Бабочка — форма книги, представляющая собой блок сфальцованных бумажных листов с односторонней печатью, склеенных со стороны сгиба. Характерная форма книг из Китая, Кореи и Японии.

 

Бандероль — склеенная концами полоска бумаги, надеваемая на издание с целью информирования, декорирования или скрепления комплекта.

 

Басма — склеенная концами полоска бумаги, надеваемая на издание с целью информирования, декорирования или скрепления комплекта.

 

Береста — верхний слой коры берёзы, состоящий из листчатых слоёв, плотно соединённых между собою.

 

Библиофильский именной экземпляр — экземпляр библиофильского издания, предназначенный определённому лицу и содержащий его персональные данные (титул, чин, звание, фамилию, имя, отчество). Данные могут быть вписаны от руки или напечатаны в начале книги.

 

Библиофильский нумерованный экземпляр — экземпляр библиофильского издания, имеющий порядковый номер. Может быть вписан от руки или напечатан в начале (редко в конце) книги.

 

Блинтовое тиснение — получение плоско-углублённого изображения на поверхности материала с помощью вдавливания специальных горячих инструментов без использования металла или краски, а также само это изображение. Вследствие воздействия температуры рисунок блинтового тиснения отличается от фона более тёмным тоном и гладкостью. В средневековом переплёте блинтовое тиснение могло достигаться длительным вдавливанием в увлажненную кожу штампов без нагревания.

 

Бомбицина — древнейшая бумага рыхлой структуры, толстая, неравномерной плотности, без водяных знаков, с грубыми, иногда особо расположенными вержерами и понтюзо. Употреблялась до середины XIV века.

В

 

 

Вислая печать — печать, привешенная к документу. На документе (пергамене или бумаге), в его нижней части под текстом делалось небольшое отверстие, через которое продевался шелковый или льняной шнур (кожаный ремешок), концы шнура скреплялись печатью.

 

Вставка — включение в композицию переплёта крупного, часто самостоятельного, фрагмента декора (медальон, портрет, панно и других), путем вклейки, врезки и других способов углублённого монтажа в специально отведённое место.

Г

 


 

Гармоника — форма книги, представляющая собой один или несколько склеенных между собой бумажных листов, сфальцованных рядами параллельных складок. Форма характерна для китайских книг, современных рекламных буклетов.

Д

 


 

Декор — совокупность орнаментальных или изобразительных элементов художественного оформления книги: заставки, концовки, заголовки, колонтитулы, рубрики, инициалы, бордюры, рамки и тому подобное, выполненные от руки как в рукописных, так и в печатных книгах.

 

Деформация — изменение формы предмета под воздействием условий внешней среды.

 

Дублюра (от фр. doublure подкладка) — особо оформленная внутренняя сторона крышки переплёта, украшенная в различных декоративных техниках с применением различных материалов (кожи, пергамена, атласа, муара и других).

Ж

 


 

Жуковины — выпуклые металлические или деревянные бляшки, чаще всего размещаемые на углах и в центре переплётных крышек для защиты покровных материалов от царапин и сдавливания твердыми поверхностями. Могут быть украшенными, иметь квадратную, ромбовидную, каплевидную, круглую и другую форму.

З

 


 

Завеса — тканевая прокладка, защищающая красочный слой изображения (миниатюры, гравюры и тому подобное). Прикрепляется на том же листе, где находится изображение, либо на противоположном листе.

 

Завязки — отрезки тесьмы, ленты, шнурки, тонкие ремешки, прикреплённые к верхней и нижней крышкам переплёта для их стягивания со стороны обреза, частный вариант застёжки.

 

Залом — место перелома бумаги, картона, кожи.

 

Записи — рукописные дополнения, приобретённые преимущественно в процессе бытования экземпляра, за исключением помет и рукописных рисунков. Смотрите также: пометы.

 

Застёжки — приспособление для смыкания верхней и нижней крышек переплета со стороны обреза в виде металлических замков, ремней (в том числе опоясывающих книгу) с металлическими пряжками, шпеньками, наконечниками, кольцами и другим, защищающее крышки от деформации, а книжный блок от проникновения внутрь пыли и влаги.

 

Зернь — техника ручного украшения, при которой мелкие металлические шарики напаивают на металлическую основу. Зачастую сопутствует скани.

 

Золотое тиснение — получение углублённого изображения на поверхности материала с помощью вдавливания специальных горячих инструментов с применением тонкого листового золота (или его заменителя, например, бронзы), а также само это изображение. С течением времени оттиск золотого тиснения может утерять блеск, потемнеть — «угаснуть», и от блинтового тиснения его можно отличить по сохранившимся частицам металла или стилистически.

 

Золочение (в окладе) — покрытие металлической поверхности тонким слоем золота. Традиционно проводилось способом вплавления золотой амальгамы, с середины XIX века — гальваническим золочением.

И

 


 

Иллюстрация-наклейка — отдельно напечатанная иллюстрация, наклеенная на специально отведённое место страницы или на паспарту.

 

Инкрустация — способ нанесения изображения путём вклейки в специально отведённые места фонового покровного материала высеченных элементов материала другого вида и цвета. Один из вариантов техники мозаики, при котором изображение находится в той же плоскости, что и фон.

К

 

 

Кантик — полоска из бумаги, кожи, ткани или иного материала, наклеенная сверху на сгиб форзаца. Смотрите также: фальчик.

 

Каптал — элемент крепления книжного блока к переплётным крышкам. В средневековом переплёте каптал — поперечный кожаный, пергаменный жгут или верёвочный шнур на верхнем и нижнем концах корешка, пришитый к тетрадям блока и закрепленный в ребрах крышек. Обычно оплетался нитями или тонкими кожаными ремешками. В переплёте нового времени каптал — специальная лента или тесьма с утолщенным краем, наклеиваемая на верхние и нижние края корешка книжного блока и служащая для его укрепления и декоративного оформления.

 

Картонаж — способ ручного или машинного переплета, который отличается от традиционного переплёта установкой более простого в обработке покрытия из картона, а также переплет, выработанный согласно этому способу, то есть вставкой блока в готовые цельнокартонные переплётные крышки.

 

Ковка — техника ручной обработки металла с использованием молота, чеканов и наковальни, в результате которой лист металла приобретает полусферическую форму. Изделие имеет слегка неровную поверхность с мягким мерцающим блеском.

 

Ковчег — металлическая коробочка, изготовленная по размеру вислой печати и предохранявшая её от разрушения, часть повторяет изображения надписи, имеющиеся на печати.

 

Кодекс — форма книги, представляющая собой блок отдельных, сфальцованных листов, скреплённый (склеенный, прошитый и тому подобное) со cтороны сгиба. Как правило, заключен в обложку или переплёт. Материалами служат пергамен, папирус, кора дерева, кожа, бумага, ткань. Данная форма вытеснила свиток, получив распространение в I-IV веках нашей эры. Доминирует и в настоящее время.

 

Коленкор — хлопчатобумажная ткань простого переплетения (миткаль) с крахмально-каолиновым покрытием, получила широкое распространение в переплётном деле во второй половине XIX - первой половине ХХ века. Коленкор с помощью специальных тиснений может имитировать другие материалы, например, кожу. Современный коленкор может иметь покровный слой из латекса, иногда с прозрачным нитроцеллюлозным лаком.

 

Комбинированный обрез — обрез книги, разные фрагменты поверхности которого украшены различными способами (например, верхняя сторона позолочена, боковая и нижняя — тонированы. Либо: боковой обрез разделён на части, оформленные в разных техниках).

 

Конволют — сборник, составленный владельцем из самостоятельных изданий и/или рукописей (аллигатов), переплетённых в один том, а также условно принятое в ОСКП наименование начальной из составляющих его частей.

 

Конгревное тиснение — получение рельефного изображения на поверхности материала с помощью сдавливания его между углублённым нагретым металлическим штампом с лицевой стороны и выпуклым контрштампом с оборотной стороны, а также само это изображение.

 

Корешок гладкий — корешок без бинтов.

 

Корешок переплета — полоска кожи, ткани, картона или плотной бумаги, скрывающая шитье (закрывающая корешок книжного блока) и соединяющая верхнюю и нижнюю крышки переплёта.

 

Корешок с бинтами — корешок поперечными рельефными валиками, делящими его на сегменты и скрывающими толстые шнуры или ремешки, при помощи которых сшивается книжный блок, или имитирующими их наличие.

 

Корректурный экземпляр — экземпляр, имеющий корректурные знаки — условные обозначения, применяемые при редактировании печатного текста.

 

Крапчатый обрез (напрыском) — обрез, украшенный частыми или редкими точками различной величины, одного или нескольких цветов, нанесённых способом разбрызгивания краски жесткой кистью непосредственно или через специальное сито.

 

Красочное тиснение — получение цветного плоско-углублённого изображения на поверхности материала с помощью вдавливания специальных горячих инструментов с использованием красок или специальных цветных полиграфических фольг, а также само это изображение.

 

Крышки переплетные (верхняя и нижняя) — основные элементы переплета книги, состоящие из твердой основы (дерева или картона) и внешнего покрытия (пергамена, кожи, ткани и других), соединённые корешком и защищающие фронтальные поверхности книжного блока. Крышки характеризуются: по степени жесткости — жесткие (не гнутся, или гнутся с трудом) или гибкие. По наличию/отсутствию рельефа и форме — плоские, с фасками, со сложным профилем кромки, с закругленными углами, с полуклапанами. Условно к переплетным крышкам можно отнести защитные элементы (дерево, бумага, шелк и другие материалы) книги-потхи.

 

Крышки с полуклапанами — переплётные крышки, у которых часть покровного материала (обычно состороны бокового обреза) выходит за пределы блока и загибается на обрез, не закрывая его полностью. Для лучшей защиты обреза от пыли и грязи полуклапаны могут стягиваться застёжками или завязками.

 

Крышки со сложным профилем кромки — крышки переплёта, у которых края имеют сложный рельеф (углубления разной формы, пропилы, желобки). Характерны для средневекового переплёта, а также поздних его стилизаций (не путать с фасками).

 

Кустодия (от лат. custodia стража, охрана) — бумажный лист чуть большего размера, чем печать, который прикрывал восковую или воскомастичную печать. Воск или воскомастичный состав прикладывался к документу, поверх него накладывалась кустодия и делался при помощи матрицы оттиск. Вид и размер кустодии был строго регламентирован.

Л

 


 

Литьё — техника ручной обработки металла, при которой расплавленный металл заливается в разъёмную форму или в восковую модель, застывает, а затем извлекается. Изделие имеет гладкую, ровную поверхность.

 

Ляссе — тканая или плетёная тесьма, лента, шнур, прикрепляемая к верхней части книжного блока (корешку, капталу, переплётной крышке и другое) и вводимая внутрь блока в качестве закладки.

М

 


 

Марка издателя, типографа — знак, свидетельствующий о принадлежности экземпляра к продукции, выпущенной этим издателем / типографом.

 

Марка книгопродавца — знак, свидетельствующий о принадлежности экземпляра к продукции, взятой книгопродавцем на реализацию.

 

Миниатюра книжная (от лат. miniatusкиноварь) — выполненное от руки многоцветное изображение или рисунок в книге (следует отличать от оригинальных иллюстраций и декоративных элементов оформления). Для рукописных и старопечатных книг характерна цветная живописная миниатюра, которая в новое время уступает место гравюре.

 

Мраморный обрез — обрез с раскраской под мрамор, испещрённый прожилками, с пятнистым, гребенчатым рисунком или с рисунком свободной формы, полученным при разбеге краски по поверхности жидкого состава, в котором красится обрез.

Н

 


 

Наградной экземпляр — экземпляр, предназначенный для награждения определенного лица. Характеризуется особым оформлением переплета: тиснением с именем награжденного лица, указанием на его заслуги, либо рукописным свидетельством об отличии в сочетании с суперэкслибрисом/знаком учреждения, награждавшего книгой.

 

Накладные элементы(в том числе элементы оклада) — способ оформления переплета с помощью монтирования на поверхности крышек и корешка отдельных фрагментов декора из других материалов, рельефно выступающих над поверхностью покровного материала и сохраняющих, в отличие от элементов мозаики, относительную самостоятельность (например, нагрудные и наголовные знаки военной формы, металлические, костяные, гипсовые, коралловые барельефы, надписи из металлических букв и другое. ).

 

Нахзац — лист (или несколько листов), соединяющий книжный блок с нижней крышкой переплёта так же, как и форзац, выполняет защитную функцию, служит элементом оформления переплёта.

 

Немая обложка — обложка из простой или декоративной бумаги, ткани или другого материала, на которой отсутствует текстовая или изобразительная информация о книге.

 

Необрезанный экземпляр — листы книжного блока не подвергались обрезке.

О

 


 

Обёртка — лист бумаги, в который оборачивается комплектное издание или издание с отдельно выпущенными приложениями.

 

Обёрточная брошюровка — форма книги, представляющая собой блок сфальцованных (чистой, незапечатанной стороной внутрь) бумажных листов, сшитых со стороны, противоположной стороне сгиба. Сверху блок покрывался обложкой, закрывающей шитье. В отличие от книг в форме прошивной брошюровки снаружи шитье не видно.

 

Обложка — мягкая обёртка, покрышка из бумаги, ткани и других материалов, скрепляющая блок книги (брошюры, журнала) и защищающая его от загрязнения и разрушения. Как правило, обложка крепится непосредственно к тетради или тетрадям книжного блока.

Смотрите также:
Немая обложка
Обложка, оформленная в смешанной технике
Печатная обложка
Рисованная обложка
Суперобложка.

 

Обложка, оформленная в смешанной технике — обложка, в оформлении которой использовались одновременно две или более техник: печать, письмо и/или рисунок, ручная раскраска, коллаж, аппликация, перфорация и другое.

 

Обрез — поверхность торца книжного блока, обрезанного, как правило, с трёх сторон для выравнивания составляющих его листов. Различаются верхний, боковой и нижний обрезы.

Смотрите также:
Комбинированный обрез
Крапчатый обрез
Мраморный обрез
Обрез с раскраской
Обрез регистром
Обрез с тиснением или гравировкой
Тонированный обрез
Торшонированный обрез.

 

Обрез с раскраской — обрез, украшенный изображением, элементы которого нарисованы вручную, раскрашены кистью или через трафарет. Понятие включает также обрезы с надписью, художественно организующей всю плоскость обреза, например, в средневековом переплёте — с именем автора или названием книги. Синоним: рисованный обрез.

 

Обрез с регистром — обрез, имеющий закладки-регистры, то есть выполненные из кожи, ткани, бумаги или тонкого металла указатели в виде петли, плетёного шарика и другое, прикреплённые к странице книги и, как правило, выступающие за пределы книжного блока. Одной из форм регистра является вырубка.

 

Обрез с тиснением или гравировкой — обрез, украшенный плоско-углубленным изображением, нанесённым отдельными нагретыми штампами или иглами.

 

Оклад — декоративное покрытие книжного переплёта, выполненное в жестких материалах (металл, кость, дерево и другое), в том числе имеющее вид не скреплённых между собой наугольников и средника, составляющих единое композиционное целое. Принадлежность, как правило, богослужебной книги.

 

Оригинальные иллюстрации — оригиналы изображений в печатных книгах машинного производства, связанные по смыслу с текстом, выполненные от руки ( акварели, рисунки пером и тому подобное) или в оригинальных техниках (ксилографии, гравюры на металле, литографии и тому подобное.). Оригинальные иллюстрации характерны для экземпляров библиофильских изданий.

 

Отворчатая печать — прикладная восковая или воскомастичная печать, прикреплённая к документу с помощью узкой полоски бумаги, пропущенной через два отверстия проделанные в нижней части документа, концы этой полоски накладывались друг на друга на лицевой стороне документа, на эту полоску накладывалась печать.

П

 


 

Пальмовые листья — писчий материал, состоящий из растительных волокон, получаемых из листьев растений семейства пальмовых.

 

Папье-плюр — прокладка из тонкой бумаги, защищающая иллюстрации.

 

Паспарту — картонная рамка или подклейка под гравюру, фотоснимок и тому подобное.

 

Пергамен

1) материал, изготовленный из специально обработанных шкур животных, употреблявшийся для письма и в переплётном деле. В неокрашенном виде имеет характерный желтовато-белый цвет. Лицевая (мясная) сторона пергамена отличается гладкой текстурой, оборотная (шерстяная) — бархатистой.

2) писчий материал, получаемый из кожи животных в процессе специальной обработки, исключающей дубление. В сравнении с бумагой отличается особой текстурой, упругостью и плотностью.

 

Переплёт — твёрдое или мягкое покрытие (состоящее из крышек и корешка), предназначенное для защиты скреплённого с ним книжного блока. В отличие от обложки переплёт изготавливается из более прочных и износостойких материалов и соединяется с книжным блоком с помощью более сложных видов шитья, клапанами корешкового или окантовочного материала и наружными сторонками форзаца и нахзаца.

Смотрите также:
Переплёт «в затылок»
Переплёт с клапаном
Переплёт-мешок
Составной переплёт
Цельный переплёт.

 

Переплёт «в затылок» — переплёт, у которого покровным материалом обтянут только корешок и не более половины прилегающих к нему крышек. Встречается в средневековой западноевропейской книге и кирилловской книге XVI-XVII веков.

 

Переплёт с клапаном — переплёт, у которого часть покрытия одной из крышек (обычно нижней) выходит за пределы блока, огибает книгу со стороны бокового обреза и накрывает часть другой крышки. Напоминает по форме конверт или портфель, часто снабжен завязкой или застежкой.

 

Переплёт-мешок — переплёт, у которого часть покрытия крышек и корешка выходит за пределы блока со стороны верхнего или нижнего обреза, присборивается с помощью кольца, пуговицы или другого крепления и образует своего рода мешок, в который можно убрать книгу.

 

Печатная обложка — обложка, оформленная способом печати (типографский набор, гравюра, литография, фотомеханическая печать, шелкография и тому подобное).

 

Печать:

Вислая печать
Ковчег
Кустодия
Отворчатая печать
Прикладная печать.

 

Подносный — экземпляр, предназначенный для преподнесения в дар высокопоставленному лицу. Характеризуется индивидуальным оформлением, например, посвящением на переплёте или титульном листе (следует отличать от листа посвящения, имеющегося в каждом экземпляре тиража).

poliptyh_small.jpg

 

Полиптих — форма книги, представляющая собой комплект из деревянных, костяных или металлических табличек, соединенных шнурами, тесьмой, кольцами, шарниром. Могут иметь рукоятку, расположенную с края, необходимую писцу для удобства держания в процессе работы. Одна из ранних, распространенных в античности форм книги, предшествующая кодексу. Диптих и триптих (соответственно, две или три таблички) — разновидности полиптиха.

Пометы

 

Пометы — знаки библиотечной обработки, а также знаки, отмечающие что-либо в тексте (нотабене, пробы пера, подчеркивания, галочки, скобки, астериски и тому подобное). Смотрите также: записи.

 

Потхи (стопа) — форма книги, представляющая собой совокупность отдельных листов (имеющих, как правило, узкую, удлиненную форму), сложенных друг надруга и имеющих сквозные отверстия по краям каждого листа, через которые протянут шнур, скрепляющий эти листы. Материалами служат пальмовые листья, кора гималайской березы, бумага.

 

Прикладная печать — печать, оттиснутая при помощи матрицы на документе.

 

Прошивная брошюровка — форма книги, представляющая собой блок сфальцованных (чистой, незапечатанной стороной внутрь) бумажных листов, покрытых обложкой и сшитых со стороны, противоположной стороне сгиба. Шитьё проходит блок и обложку насквозь и видно снаружи (в отличие от книг в форме обёрточной брошюровки).

Р

 


 

Раскраска — способ нанесения изображения на поверхность покровного материала различными красками, в том числе и металлизированными (золотой и серебряной), с помощью кисти, трафарета и другое

 

Резьба — техника ручной обработки, при которой на основу наносится узор, который затем вырезается штихелями (стальными резцами).

 

Рисованная обложка — обложка, оформленная индивидуально помощью письма или рисования от руки.

C

 


 

Свиток — форма книги, представляющая собой совокупность листов, склеенных между собой краями, последовательно, от конца предыдущего листа к началу следующего. В результате получается полотно, которое можно свернуть в рулон. Одна из древнейших форм книги. Материалами для свитка служат папирус, кожа, пергамен, бумага, ткань. В настоящее время употребляется для изготовления книг иудейской традиции и книг - художественных объектов.

 

Серебряное тиснение — то же, что и золотое тиснение, но с применением серебра, алюминия или листовой платины.

 

Синтетический материал — материал, получаемый в результате химической переработки природных (каучук и т. п.) или синтетических (полиэтилен и т.п.) полимеров.

 

Скань — техника ручного украшения, при которой тонкая металлическая проволока напаивается на металлическую основу.

 

Скоба (скобка) — отрезок металлической проволоки, загнутый в виде буквы «П», или металлическая пластина, вбитые в нижний торец деревянной переплетной крышки для предохранения покровного материала от истирания в случае вертикального размещения книги на полке.

 

Составной переплет — переплёт, покрытие которого состоит из нескольких частей, как правило, выполненных из различных материалов (например, корешок из кожи, крышки — из ткани или бумаги). В редких случаях для покрытия разных частей составного переплета может использоваться один материал (например, кожа разного сорта, ткань разного цвета, коленкор разного тиснения и так далее).

 

Суперобложка — дополнительная бумажная (тканевая, кожаная и другая) обложка поверх переплёта (или основной обложки), закреплённая на нем только загибающимися краями-клапанами, для защиты переплёта от повреждений, загрязнений, а также как элемент внешнего оформления и для рекламы.

 

Суперэкслибрис — владельческий книжный знак, расположенный сверху на переплете или другом покрытии книги.

Т

 


 

Технический ярлык — ярлык (как правило, небольшой листочек бумаги), не имеющий самостоятельного значения, на котором обозначено местонахождение книги (шкаф, полка, номер). Помещается как дополнение к владельческому книжному знаку. Если на техническом ярлыке имеется указание на библиотеку, таковой следует относить к владельческим книжным знакам — суперэкслибрисам и экслибрисам.

 

Типографский оттиск — плоское изображение на поверхности переплетного материала (чаще — на бумаге и ткани), получаемое с помощью процесса печати.

 

Тиснение:

Блинтовое тиснение
Золотое тиснение
Конгревное тиснение
Красочное тиснение
Серебряное тиснение.

 

Тонированный обрез — обрез, равномерно окрашенный в один цвет.

 

Торшонированный обрез — обрез с шероховатой структурой, полученной при специальной обработке путём нанесения на его поверхность небольших углублений.

Ф

 


 

Фальчик — полоска из бумаги, кожи, ткани или иного материала, соединяющая части составного форзаца, либо приклеенная к корешковому сгибу тетради или к отдельным вклейкам. Смотрите также: кантик.

 

Фаска — скошенный край крышки переплета. Крышки сфасками — крышки, обычно увеличенные по толщине, со скошенными краями.

 

Фоксинги — бурые пятна неустановленного происхождения.

 

Форзац — лист (или несколько листов), соединяющий книжный блок с верхней крышкой переплёта и выполняющий защитную функцию.

 

Футляр — коробка, папка, чехол или конверт из плотного материала, предназначенные для хранения одной или нескольких книг и/или дополнительной защиты переплета.

Ц

 


 

Цельный переплёт — переплёт, у которого крышки и корешок покрыты единым куском материала (кожи, ткани, бумаги и так далее).

 

Цензурный экземпляр — экземпляр, поступавший в органы цензуры, имеющий рукописное разрешение цензора либо независимое от книги свидетельство цензурного комитета (билет) или свидетельство типографии. Экземпляры изданий, освобожденных от предварительной цензуры (с 1865 года), но разрешавшихся к выпуску только после изъятия указанных цензором мест (имеют номер. Пометы цензора, выполненные синим или красным карандашом).

Ч

 


 

Чеканка — техника ручной обработки металла, при которой рельефный узор на металлическом листе выбивается стальными чеканами (прутками с концами в виде трубочки, прямоугольника, шарика и так далее), по которым ударяют молотком.

 

Чернь — название сплава (серебра, меди, серы, свинца или олова) и техники ручного украшения металла. Сплав, измельчённый в порошок, накладывают на металлическую основу, на которую нанесен рисунок, и обжигают. Затем поверхность шлифуется и, в зависимости от техники рисунка основы, получается черневой орнамент на блестящей поверхности или наоборот — блестящий на чёрном фоне.

Э

 


 

Экземпляр:

Корректурный экземпляр
Необрезанный экземпляр
Подносный экземпляр
Цензурный экземпляр
Экземпляр в листах
Экземпляр в тетрадях
Экземпляр с авторской правкой
Экземпляр с миниатюрами/оригинальными иллюстрациями/декором
Экземпляр с ручной раскраской.

 

Экземпляр в листах — состоящий из отдельных листов, несфальцованный и несброшюрованный.

 

Экземпляр в тетрадях — скомплектованный в тетради, сфальцованный и/или сброшюрованный экземпляр, не имеющий покрытия.

ekzemplyarsispravleniyami_small.jpg

 

Экземпляр с авторской правкой — экземпляр, имеющий рукописные исправления, внесённые автором.

 

Экземпляр с миниатюрами/оригинальными иллюстрациями/декором — экземпляр рукописной или печатной книги, имеющий изображения (заставки, концовки и тому подобное), выполненные от руки в процессе его создания.

 

Экземпляр с ручной раскраской — экземпляр с печатным изображением, раскрашенным вручную в процессе создания (до поступления в продажу) или в процессе бытования, если раскраска увеличивает художественную ценность экземпляра.

 

Экслибрис — владельческий книжный знак, расположенный внутри книги, как правило, на форзаце, титульном листе, странице и тому подобное.

 

Эмаль — название сплава стекла с окисями металлов и техники ручного украшения металла. Сплав, измельчённый в порошок, накладывают на металлическую основу, на которую нанесен рисунок, и обжигают несколько раз. По завершении шлифуют и полируют до блеска. Лучше всего эмаль ложится на золото.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ





Нужна помощь? Найдите ответ в базе знаний или напишите в поддержку!